Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Школа наставничества
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Целевая модель наставничества (ЦМН)
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- Улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Основные понятия:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
В сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется деятельность по развитию системы наставничества педагогических работников образовательных организаций.
Федеральным оператором мероприятий по внедрению и реализации системы наставничества является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия Министерства Просвещения Российской Федерации» (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»).
Адрес сайта Федерального оператора: https://apkpro.ru/, https://nastavnik.apkpro.ru/
Контактная информация:
E-mail: nastavnik@apkpro.ru
Адрес сайта Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/.
Региональным оператором мероприятий по внедрению и реализации новой системы наставничества является автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (АУ «Институт развития образования»).
Адрес сайта регионального оператора: https://iro86.ru/
Структурное подразделение АУ «Институт развития образования», ответственное за внедрение и реализацию системы (целевой модели) наставничества педагогических работников – Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР)
https://iro86.ru/index.php/component/k2/item/18003-pedagogicheskikh-rabotnikov-yugry
Региональный проект «Современная школа». – Наставничество: https://iro86.ru/index.php/component/k2/item/16863-regionalnyj-proekt-sovremennaya-shkola
Нормативное обеспечение системы наставничества
1. Об утверждении Целевой модели наставничества
2. Положение о педагогическом наставничестве
3. Об утверждении Положения о наставничестве пед. работников в МБОУ СОШ5 (с изменениями)
5. Положение о наставничестве обучающихся
6. Утверждение модели наставничества (Дорожная карта на 2020-2024г)
7. Приказ об организации наставничества (база наставничества в 2023-2024 учебном году)
9. Об утверждении Плана о наставничестве пед. работников в 2023-2024 г. в МБОУ СОШ5
1. Анкета наставляемого (учитель-учитель)
2. Анкета наставника (учитель-учитель)
3. Анкета наставляемого (для второго этапа учитель-учитель)
4. Анкета наставника (второй этап учитель-учитель)
5. Опросник для SWOT-анализа реализуемой программы наставничества
6. Личностная оценка наставников-сводная (учитель-учитель)
7. Анкета наставляемого (перый этап ученик-ученик)
8. Анкета наставника (ученик-ученик)
Программа наставничества Белан Л.Г.
Программа наставничества Высоцкая Ю.В., Пузанова О.А.
Программа наставничества Ивашина Г.В, Титоренко Л.А.
Программа наставничества Марущак Л.М., Удинцева Д.А.
Программа наставничества Мирошниченко М.А., Кашкина М.Н.