Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Школа наставничества
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Целевая модель наставничества (ЦМН)
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- Улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Основные понятия:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
В сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется деятельность по развитию системы наставничества педагогических работников образовательных организаций.
Федеральным оператором мероприятий по внедрению и реализации системы наставничества является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия Министерства Просвещения Российской Федерации» (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»).
Адрес сайта Федерального оператора: https://apkpro.ru/, https://nastavnik.apkpro.ru/
Контактная информация:
E-mail: nastavnik@apkpro.ru
Адрес сайта Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/.
Региональным оператором мероприятий по внедрению и реализации новой системы наставничества является автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (АУ «Институт развития образования»).
Адрес сайта регионального оператора: https://iro86.ru/
Структурное подразделение АУ «Институт развития образования», ответственное за внедрение и реализацию системы (целевой модели) наставничества педагогических работников – Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР)
https://iro86.ru/index.php/component/k2/item/18003-pedagogicheskikh-rabotnikov-yugry
Региональный проект «Современная школа». – Наставничество: https://iro86.ru/index.php/component/k2/item/16863-regionalnyj-proekt-sovremennaya-shkola
Нормативное обеспечение системы наставничества
1. Об утверждении Целевой модели наставничества
2. Положение о педагогическом наставничестве
3. Об утверждении Положения о наставничестве пед. работников в МБОУ СОШ5 (с изменениями)
5. Положение о наставничестве обучающихся
6. Утверждение модели наставничества (Дорожная карта на 2020-2024г)
7. Приказ об организации наставничества (база наставничества в 2024-2025 учебном году)
9. Об утверждении Плана о наставничестве пед. работников в 2023-2024 г. в МБОУ СОШ5
1. Анкета наставляемого (учитель-учитель)
2. Анкета наставника (учитель-учитель)
3. Анкета наставляемого (для второго этапа учитель-учитель)
4. Анкета наставника (второй этап учитель-учитель)
5. Опросник для SWOT-анализа реализуемой программы наставничества
6. Личностная оценка наставников-сводная (учитель-учитель)
7. Анкета наставляемого (перый этап ученик-ученик)
8. Анкета наставника (ученик-ученик)
Программа наставничества Белан Л.Г., Сафонкина Т.А.
Программа наставничества Высоцкая Ю.В., Пузанова О.А.
Программа наставничества Ивашина Г.В, Удинцева Д.А.
Программа наставничества Мирошниченко М.А., Кашкина М.Н.
Программа наставничества Михайлив И.А. Паймулкина Е.А.
Программа наставничества Яроцкая Л.А., Смоляженко В.А.